Авиакомпания «Новатор» - На главную
Государственные лицензии

Ремонт изреженных посевов озимой пшеницы
с помощью мелкосемянных масличных культур

Аэросев

Осень 2014 года для сельхозпроизводителей Поволжья и ЮФО выдалась не самой, мягко говоря, удачной. Из-за отсутствия дождей влага в почве практически отсутствовала. И перед многими встал вопрос: «а сеять ли “озимые” вообще»? Те, кто не посеял, теперь ожидают, какую погоду преподнесет весна. А те, кто посеял, уже сейчас столкнулись с тем, что всходы изреженные и ушли в зиму очень слабыми.

В любом случае многие сейчас решают, какими культурами засевать оставшиеся площади. Те, кто озимую пшеницу не сеял, но делает ставку на зерновые, будут засевать яровой пшеницей. Но хватит ли времени? Позволит ли погода засеять все запланированные площади...

Читать полностью >>>

Аэросев

Немного истории. В начале двухтысячных годов руководитель авиакомпании «Новатор» (тогда президент Волгоградской Федерации ОФСЛА) Лыгин Владимир Витальевич и первый заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (а также опытнейший агроном и специалист в области мелкосемянных культур) Кубраков Владимир Георгиевич попытались решить проблему посева горчицы в Волгоградской области. Задача состояла в том, чтобы засевать большие площади в максимально короткие сроки и при этом обойтись без покупки дорогостоящих комплексов для посева мелкосемянных культур. Было предложено использовать сверхлегкий самолет для аэросева. Аэросев — это не «ноу хау». Еще в 30-е годы он применялся в Поволжье и Средней Азии. Но тогда применялись самолеты АН-2, а посевной культурой являлась пшеница.

Благодаря совместным усилиям летчиков и агрономов удалось спроектировать и создать аппаратуру для аэросева, которая стала эффективно работать на сверхлегких самолетах. После длительных экспериментов, доработок и настроек, аппаратура была представлена на сертификацию в Институт Применения Авиации в Народном Хозяйстве под маркой СА-34. На сегодняшний день, наша компания является единственным поставщиком данной аппаратуры на рынке Российской Федерации.

Самолет СП-30 с аппаратурой СА-34 может засевать более 400 гектар в день. Это в несколько раз превышает возможности зарубежных комплексов для посева мелкосемянных культур и в десятки раз — отечественных. С 2004 года с помощью сверхлегкой авиации было успешно засеяно более 60 тысяч гектар горчицы, рыжика, рапса и люцерны.

Какие преимущества дает аэросев сельхозтоваропроизводителю? Несомненно — это скорость. К сожалению, в сельском хозяйстве не все зависит от скорости. Но есть и другие преимущества: самолет может работать тогда, когда техника по причине осенней или весенней распутицы не может выйти в поле, а для семян влажная почва — это залог успешного урожая. Так, семена горчицы, посеянные в мерзлоталую почву ранней весной набирают больше влаги. Это позволяет растению развить более мощную корневую систему, раньше пойти в рост и тем самым быть более защищенной от раннего вредителя — крестоцветной блохи, что в свою очередь позволит сельхозтоваропроизводителю сэкономить на лишней обработке посевов. Или, например, для получения высокого урожая озимого рыжика, его необходимо посеять в сроки от середины августа до конца сентября. Тогда растение успеет хорошо развиться и уйти в зимовку сильным и подготовленным. Конечно, опытные специалисты могут сказать, что не все зависит от сроков посева и будут правы. Естественно мы не можем регулировать свойства почвы или содержание в ней. Но ведь для этого и существуют агрономы — специалисты, которые знают свои поля, готовят их к севообороту, анализируют запасы влаги и т. д. Мы лишь помогаем внести семенной материал качественно и в сроки, что тоже является немаловажной задачей.

Так, например в 2011 году ранний аэросев горчицы в Старополтавском районе Волгоградской области позволил фермеру собрать по15 центнеров с гектара, а в Жирновском районе (село Кленовка) предприятие получило урожай более 17 центнеров с гектара. Неоднократно сельхозтоваропроизводители Саратовской, Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областей приглашали нашу компанию для «спасения» площадей, подготовленных под посев озимой пшеницы. Когда техника не может неделями зайти в поле из-за непролазной распутицы, самолеты спокойно сеют озимый рыжик в перерывах между дождями.

Аэросев является более сложным видом работ, по сравнению с авиахимработами и, поэтому более дорогим. Но он сравнительно дешевле, чем использование наземной техники. Поэтому аэросев является выгодным для заказчика во всех отношениях.

В настоящее время на Российском и Европейском рынках существенно повышается спрос на масличные культуры, особенно те, которые используются для производства биотоплива, поэтому аэросев становится очень перспективным видом работ, как для авиакомпаний, так и для сельхозтоваропроизводителей.

Аэросев сельскохозяйственных культур возвращается

Аэросев

Среди факторов, влияющих на развитие и продуктивность растений, особое значение имеют сроки сева. Посев зерновых и других культур в лучшие агротехнические сроки гарантирует получение более высокой их урожайности. Однако из-за избыточной влажности почвы посев в оптимальные сроки обычными сеялками бывает значительно затруднён. В этом случае на помощь сельхозпроизводителю может прийти авиация.

Практика мирового возделывания культур сплошного сева свидетельствует об уже более чем полувеке использования авиационной техники на данном виде работ.

Впервые аэросев был проведен еще в 1929 году в Южной Калифорнии. Для аэросева использовали семена риса. В начале широкого распространения данный приём не нашёл из-за низкой производительности воздушных судов и отсутствия специальной аппаратуры. Однако в дальнейшем масштабы использования авиации на аэросеве значительно расширились. Исследования ряда научных центров мира по изучению потенциальных возможностей аэросева выявили такие его преимущества, как высокая производительность используемой техники, вследствие этого сокращение продолжительности сева, высвобождение дефицитной рабочей силы.

Аэросев

Аэросев зерновых колосовых культур (рожь, пшеница, ячмень) распространён в Германии, риса — в США, многолетних трав (клевер, люцерна) — в Новой Зеландии, Австралии. Опыт разных стран показал преимущества аэросева в борьбе с эрозией почв и восстановления травяного покрова сенокосов и пастбищ.

В России, в частности на Северном Кавказе, и в Украине уже с 1932 года применялся аэросев зерновых культур и многолетних трав в размокшую почву. По мере появления новых воздушных судов и аппаратуры технологии аэросева различных культур совершенствовались, разрабатывались новые.

На основании исследований ВНИИПАНХ ГА, проведенных совместно с другими НИИ, были раз-работаны технологии аэросева зерновых культур и риса, многолетних трав самолетом Ан-2, оборудованным туннельным, далее модифицированными широкозахватными туннельными распылителями РТШ-1, РТШ-1М, РТШ-1Б, а также вертолётом Ка-26 с центробежным разбрасывателем (ЦБР) и вертолётом Ми-2 с серийным туннельным распылителем. Для аэросева мелкосеменных культур был разработан специальный микродозатор к распылителю РТШ-1 Б.

Аэросев

Однако в последнее десятилетие в связи с экономическими причинами (высокая стоимость авиаработ и неплатежеспособность многих сельхозпроизводителей) аэросев в России широкого применения не находил. В настоящее время аэросев становится востребованным. Это связано с улучшением экономической ситуации в стране, внедрением в севооборот новых культур.

Для проведения аэросева зерновых колосовых культур и риса с большими нормами высева продолжают использоваться самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2.

Научно-производственной компанией «Применение авиации в народном хозяйстве» (правопреемник ВНИИПАНХ ГА) проводятся исследования по изучению возможностей использования на аэросеве мелкосеменных культур с малыми нормами высева сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), применение которых на данном виде работ значительно дешевле. В частности, в Волгоградской области в 2007 году исследования проводились на территории ООО «Антоновское» (Октябрьский район, хутор Антонов), возглавляемого Деревянко Михаилом Юрьевичем.

Аэросев


Для аэросева использовались семена подвида сизой горчицы — сарептская. Опыт работы с культурой показал, что самый высокий ее урожай обеспечивается только при ранних и сверхранних сроках посева, когда почва сильно увлажнена. Последнее обстоятельство особенно важно, так как культура при набухании и прорастании семян требует большого количества влаги. В связи с этим разработка технологии проведения сева горчицы с помощью авиационной техники актуальна и перспективна, так как аэросев может проводиться независимо от состояния почвы.

Схемой опыта предусматривалось изучить эффективность аэросева семян горчицы и отработать оптимальные технологические нормативы его выполнения (норма высева семян, ширина рабочего захвата, скорость и высота полета). При установлении оптимальной ширины рабочего захвата учитывали парусность семян, направление и скорость ветра.

Для аэросева был использован самолет СП-30, оборудованный авиационной сеялкой СА-34 (разработчик Лыгин В. В., г. Волгоград). Для наземного посева использовался трактор ДТ-75 М в агрегате с сеялкой СЗТ-3,6.

Аэросев

Аэросев осуществлялся по мерзлоталой почве (влажность почвы составляла 95% от наименьшей влагоемкости) при температуре −2°С. Агротехника в опыте соответствовала зональным рекомендациям. Аэросев был проведен в ранние агротехнические сроки (1-я декада апреля) по заранее подготовленной почве. После сева семена заделывали в почву путем прикатывания. Высев семян наземным способом проводился на две недели позже с одновременным прикатыванием.

Полеты выполнялись со скоростью 100 км/ч на высоте 10-15 м. Ширина рабочего захвата составляла 14-17 м.

Исследовательские полеты по отработке авиационных регламентов проводились в соответствии с Руководством по летной эксплуатации самолета СП-30. Руководством по технической эксплуатации авиационного оборудования СА-34 с учетом требований «Руководства по авиационно-химическим работам гражданской авиации СССР», «Указаний по технологии авиационно-химических работ в сельском и лесном хозяйстве СССР» и других действующих нормативных документов.

Качество рассева семян по обрабатываемой поверхности оценивали путем взвешивания выпавших семян в учетные приспособления (конуса) площадью 0,25 м2. Конуса в количестве 20 шт. расставляли в одну линию перпендикулярно к направлению полета самолета с интервалом в 2 метра.

В аппаратуре СА-34 секундный расход высеваемых семян регулировали дозатором, с помощью которого обеспечивается плавная регулировка норм высеваемых семян до 20 кг/га.

Анализ полученных агротехнических данных показал, что при использовании оборудования СА-34 к самолету СП-30 оптимальными нормами высева семян при аэросеве являются 6,5-7,5 кг/га (при наземном способе норма высева 6-7 кг/га), высота полета самолета 12-15 м и ширина захвата 15м.

Исследованиями установлено, что независимо от способа сева и глубины заделки семян равномерность появления всходов растений горчицы была достаточно высокой.

В экспериментах, проведенных при благоприятных метеоусловиях в весенне-летний период вегетации культуры, урожай горчицы при аэросеве достигал 20 ц/га при урожайности до 10 ц/га при наземном способе сева. Такая урожайность обусловлена проведением сева в оптимальные агротехнические сроки и высоким качеством распределения.

Таким образом, результаты исследований подтвердили возможность использования самолета СП-30 на аэросеве семян горчицы, который позволяет провести качественный сев культуры в ранние агротехнические сроки с высокой производительностью.

С помощью самолетов СП-30 оборудованных аппаратурой СА-34 в Волгоградской, Саратовской, Ростовской и Пензенской областях, а так же в республике Калмыкия было посеяно более 30 тысяч га мелкосемянных масличных культур. При благоприятных условиях урожайность по горчице достигала 19 центнеров с гектара.